Место и роль компаний, управляющих капиталом, в экономике

Уровень сложности:
  • 3
  • 2502

Статья о функциях, которые выполняют компании, управляющие капиталом, в рамках экономики страны.

В материале «Зачем нам фондовый рынок» мы рассказали о трех основных функциях фондового рынка:

  • владение бизнесом с помощью акций;
  • привлечение средств на развитие;
  • конкуренция и естественный отбор лучших компаний.

Взаимодействие людей и бизнеса в экономике представлено на схеме ниже. Тут же выделена та часть взаимодействия, где присутствуют компании, управляющие капиталом.

К компаниям, управляющим капиталом (УК), мы будем относить организации, предоставляющие услуги по осуществлению сбережений и инвестиций в бизнес для физических лиц. Сюда можно отнести компании, управляющие ПИФами и индивидуальными портфелями, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Следует уточнить, что НПФы непосредственно управлением активами не занимаются. К их функциям относятся:

  • операционный сервис по привлечению денег от людей;
  • выбор управляющих, непосредственно осуществляющих операции с активами;
  • операционный сервис по выплате доходов по аннуитетной схеме при достижении пенсионного возраста.

Основные варианты инвестиций в бизнес:

  • приобретение акций (совладение бизнесом);
  • приобретение облигаций (прямое кредитование бизнеса).

Основные варианты получения инвестиционного дохода:

  • проценты по облигациям и номинал (при погашении);
  • рост курсовой стоимости ценных бумаг;
  • дивиденды по акциям.

Мы не рассматриваем здесь все варианты сбережений, оставляя за схемой те, что не связаны напрямую с вложением в бизнес: приобретение государственных облигаций, золота, а также банковские депозиты (депозиты можно рассматривать как способ вложения в бизнес в части, пропорциональной кредитованию компаний). Тем более что роль УК при осуществлении таких сбережений обычно сведена к минимуму.

Основные функции УК при взаимодействии с людьми

1. Организационно-операционные. Предоставление максимально удобных сервисов для осуществления инвестиций и получения дохода от них (широкая дистрибьюторская сеть, дистанционное оформление документов, четкость и скорость обслуживания, надежность инфраструктуры и т. д.).

2. Выбор активов и управление капиталом, направленное на повышение благосостояния клиентов. В развитых странах очень большой объем услуг УК (и, соответственно, вложений людей) приходится на индексные ПИФы, которые обеспечивают среднерыночный результат. Если же УК предлагает управление, отличное от индексного, то основной критерий оценки такой услуги – сравнение результата с индексом. Стоит выбирать только те УК, которые способны обеспечивать результат, стабильно превышающий среднерыночный в долгосрочной перспективе.

3. Информационные. В первую очередь это полезная информация об инвестициях и правилах управления личным капиталом. В развитых странах данную функцию выполняет государство посредством системы образования. На текущий момент в России государственные органы делают крайне мало в данном направлении, поэтому основное бремя по повышению финансовой грамотности ложится на УК.

Однако существует проблема понимания финансовой грамотности даже среди УК. Очень часто в качестве финансовой грамотности выдается умение играть на колебаниях финансовых рынков, включая операции на срочном рынке или рынке Форекс, знание технического анализа и мани- менеджмента, использование «шортов», «плечей» и пр. Мы считаем, что основными задачами в части повышения финансовой грамотности являются:

Когда система образования в государстве справляется с этой функцией, информационные функции УК сводятся к следующим двум:

 

Основные функции УК при взаимодействии с бизнесом

В развитых странах публичным компаниям и их советам директоров известно, что основная задача любого бизнеса – это создание стоимости для ВСЕХ акционеров. При этом права и интересы миноритарных акционеров регулирующие органы защищают особенно щепетильно, понимая, что это залог доверия к системе в целом. В противном случае национальный фондовый рынок может просто исчезнуть.

В России многие публичные компании, их крупные акционеры, советы директоров и даже регулирующие органы и суды зачастую этого не понимают.

Основными требованиями к публичной компании при выстраивании отношений с инвесторами (IR) являются:

  • максимально добросовестное поведение по отношению ко ВСЕМ акционерам;
  • соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
  • грамотное управление акционерным капиталом.

Задача УК как профессиональных инвесторов — оказывать влияние на публичные компании для соблюдения этих требований. Для этого УК могут:

  • добиваться полноты и качества обязательной отчетности и раскрытия информации (в том числе с помощью регулирующих органов и судов);
  • предлагать компаниям дополнительные формы раскрытия информации и информирования о своей деятельности;
  • давать оценку качеству корпоративного управления, а также предлагать пути его повышения;
  • давать оценку экономической обоснованности проведения корпоративных действий и их параметров, например таких как выплата дивидендов, проведение бай-бэков, дополнительных эмиссий, слияний, поглощений, выделений и пр., а также предлагать пути повышения эффективности таких действий;
  • стимулировать вывод на биржу ценных бумаг эмитентов;
  • осуществлять защиту прав миноритарных акционеров, в том числе и в суде.

УК могут предоставить публичным компаниям информацию о том, как можно улучшить качество взаимоотношений с инвесторами (для этого даже не обязательно быть владельцем их ценных бумаг). Приобретая ценные бумаги, УК уже могут требовать (в том числе через суд или с помощью регулирующих органов) соблюдения минимальных стандартов, установленных законодательством.

Если доля инвестиций УК в бизнес публичных компаний становится достаточно существенной (как в развитых странах), то появляется возможность участия в органах управления (в советах директоров). В этом случае у УК появляется управленческий рычаг и возможность непосредственно инициировать вышеперечисленные действия, направленные на повышение качества взаимоотношений с инвесторами.

В пределе УК может даже влиять на операционную эффективность и назначение исполнительного менеджмента публичных компаний. Действия, направленные на повышение качества взаимоотношений с инвесторами, ведут к росту инвестиционной привлекательности публичных компаний и, как следствие, к развитию экономики и повышению уровня жизни в стране.

Выводы

  • Основные функции УК в части взаимодействия с людьми: предоставление качественного операционного сервиса, управление капиталом, обеспечивающее рост благосостояния, предоставление информации о своей деятельности и повышение финансовой грамотности.
  • Основная функция УК как профессионального инвестора и эффективного собственника при взаимодействии с бизнесом – оказание максимально возможного возможного влияния на публичные компании для повышения качества их взаимоотношений с инвесторами.

«Призы любознательным» — это акция, участие в которой даст Вам возможность, ответив всего на 3 вопроса к тексту статьи, стать владельцем паев фондов под управлением нашей компании на 1 000 рублей (подробнее).

По данной статье акция уже завершена. С актуальной статьей акции Вы можете ознакомиться на главной странице.

Материал из книги Заметки в инвестировании
Поля, отмеченные «*» обязательны к заполнению
Вы не можете оставить капчу пустой.

Книга об инвестициях

Нажимая на данную кнопку я даю согласие на обработку персональных данных