Как выбрать инвестиционный продукт

Уровень сложности:
  • 2
  • 1796

Основная услуга управляющей компании – это подход к выбору активов для инвестиций. Наш подход описан в главе «Управление капиталом в УК Арсагера». Однако этот продукт может быть «упакован» в разном виде. Наиболее привычные виды «упаковки» – это паевые инвестиционные фонды (ПИФы) и индивидуальное доверительное управление (ИДУ).

ПИФ является коллективной формой инвестирования, когда средства большого количества инвесторов объединяются в одном фонде. Это позволяет даже небольшим инвесторам становиться собственниками крупных предприятий и иметь диверсифицированный портфель ценных бумаг.

Услуга ИДУ заключается в формировании инвестиционного портфеля в соответствии с предпочтениями конкретного клиента. В отличие от ПИФа, где владельцами портфеля ценных бумаг являются все пайщики фонда в той пропорции, в которой они владеют его паями, портфель ценных бумаг клиента ИДУ принадлежит только учредителю управления.

Основные отличия ПИФа и ИДУ

  ИДУ ПИФ
Мера риска

Есть возможность самостоятельно составить инвестиционную декларацию – определить свою индивидуальную меру риска и в последующем изменять ее

Приобретая пай фонда, инвестор присоединяется к уже установленной инвестиционной декларации. Мера риска выбирается в момент выбора ПИФа и не меняется по воле пайщика
Круг инструментов инвестирования Ограничения на состав и структуру активов более мягкие по сравнению с ПИФами, что обусловливает большие риски и большие инвестиционные возможности

Жесткие законодательные ограничения на состав и структуру активов ПИФов

с целью защиты интересов пайщиков и снижения их рисков

Принципы вознаграждения УК

Success fee – процент от дохода, получаемого учредителем управления. Management fee – процент от стоимости активов инвестиционного портфеля

Надбавки/скидки при приобретении/погашении паев фонда.

Процент от активов ПИФа

Величина средств, передаваемых в управление Минимальная сумма, передаваемая в ИДУ, начинается от нескольких миллионов рублей Минимальная сумма приобретения паев может начинаться от 1 тыс. руб.
Налогообложение
(для физических лиц)

Налоги на дивиденды и по доходам от сделок с ценными бумагами уплачиваются ежегодно.

При владении определенным пакетом акций более 3-х лет возникает налоговая льгота

Необходимость уплачивать налог на доходы физических лиц возникает только при погашении паев. Обмен паев между фондами (например, в целях ребалансировки портфеля) не приводит к появлению налоговой базы в момент обмена. При владении паями открытых фондов более 3-х лет возникает налоговая льгота

Владелец портфеля Владельцем портфеля является конкретный учредитель управления

Владельцами портфеля ПИФа являются все пайщики фонда в той пропорции, в которой они владеют паями. Иногда это вызывает риски

«размытия доли», когда крупные приобретения/погашения паев ПИФа могут привести к ухудшению потенциального результата управления.

Данные риски характерны для фондов с небольшой СЧА и минимизируются по мере увеличения размера фонда
Хранение активов Ценные бумаги хранятся в рамках депозитария брокера, в котором открыт брокерский счет для доверительного управления. Как следствие, хранение активов подвержено риску, связанному с деятельностью данного брокера

Ценные бумаги хранятся в специализированном депозитарии. Если специализированный депозитарий является независимой организацией и не аффилирован с какой-либо финансово- промышленной группой, его деятельность не подвержена рискам, связанным с брокерской деятельностью или деятельностью аффилированных структур. Подробнее об этом в материале «Что такое надежность инвестиционного продукта?».

Высокая стартовая сумма для ИДУ создает ощущение некой привилегированности данной «упаковки». Мы настаиваем на том, что главная услуга управляющей компании – это система принятия инвестиционных решений (система управления капиталом).

Клиенты ПИФов и ИДУ получают единое качество управления. Хит-парад, который составляется аналитическим подразделением, является единым и используется как при управлении ПИФами, так и индивидуальными портфелями.

Различия касаются минимальной суммы, налогообложения, принципов расчета вознаграждения, возможности настраивать меру риска. Но практика показывает, что такая возможность нужна очень узкому кругу инвесторов. Например, для работы со вторым и третьим эшелоном. Это, пожалуй, единственное значимое различие. Поэтому смешно выглядит пожелание клиента, имеющего достаточную сумму для ИДУ, составить ему «такой же портфель как в смешанном фонде».

Следует с подозрением относиться к компаниям, обещающим более высокое качество управления клиентам ИДУ по сравнению с ПИФами. Результаты управления ПИФом документально зафиксированы, проверены независимыми лицами и публичны. Заявления о фантастических результатах в ИДУ – это всего лишь слова, которые нельзя ни проверить, ни подтвердить. ПИФ – это витрина любой управляющей компании. Любой продавец всегда стремится держать на витрине лучший товар.

Часто любят говорить об ограничениях, которые есть в ПИФах и которых нет в ИДУ. Надо сказать огромное спасибо регулятору за эти ограничения. За то, что эти ограничения защищают пайщиков от «шортов», «плечей» и спекуляций на срочном рынке.

УК Арсагера рекомендует клиентам (даже при наличии суммы достаточной для ИДУ) использовать ПИФы. Во-первых, портфели ПИФов лучше диверсифицированы. Во-вторых, в силу особенностей налогового режима, в портфелях ПИФов ребалансировка проводится при меньших отклонениях долей активов от модельной структуры.

Об отраслевых фондах и маркетинговых приемах. Среди населения наиболее распространенным способом выбора управляющей компании (УК) является выбор по результатам управления, когда потенциальный инвестор выбирает УК из компаний, чьи фонды вошли в десятку лидеров по доходности по итогам предыдущего года. При очевидной простоте такого метода отбора, он несет в себе большие риски того, что инвестор выберет управляющего или фонд, который однажды показал хорошую доходность, но который не способен демонстрировать стабильно хорошие результаты в долгосрочной перспективе.

В погоне за привлечением средств управляющие компании придумали идеальную маркетинговую тактику - создание широкой линейки отраслевых фондов. С математической точки зрения, изменение фондового индекса - это сумма изменений всех отраслевых индексов, некоторые из которых выросли больше, а некоторые меньше других. И вполне естественно, что всегда будет отрасль-лидер, показавшая наилучший результат и опережающая индекс. Это значит, что в компании, представляющей своим клиентам линейку отраслевых фондов, всегда будет фонд, результаты которого можно показывать как следствие качественного управления, и благодаря этому привлекать новые средства. Само же качество управления отходит на второй план. При этом управляющая компания снимает с себя ответственность за результаты управления, если иной фонд не показал хороших результатов, так как выбор отрасли осуществлялся самим клиентом. Но, даже если он угадал отрасль, которая покажет наилучший результат на определенном временном отрезке, нет никакой гарантии, что на результаты данных инвестиций не окажут негативного влияния неудачные спекуляции. Для того, чтобы убедиться в этом, стоит просто сравнить результаты фонда с изменением соответствующего отраслевого индекса. Подробнее...

Поля, отмеченные «*» обязательны к заполнению
Вы не можете оставить капчу пустой.

Книга об инвестициях

Нажимая на данную кнопку я даю согласие на обработку персональных данных